Большой порт Санкт-Петербурга оценит достоинства блокчейн-системы компаний Maersk и IBM

27 февраля

В среднесрочной перспективе запуск цифровой платформы позволит сократить расходы грузовладельцев не менее чем на 1–1,5 тыс. руб. на контейнер или до 10 млрд руб. в год по рынку в целом.

Минтранс России и крупнейший мировой контейнерный перевозчик Maersk собираются запустить пилотный проект по внедрению международной торговой блокчейн-платформы для интеграции грузоперевозок в Большом порту Санкт-Петербург, сообщает газета «Коммерсантъ».

Согласно имеющимся данным, Минтранс России, ФГУП «Морсвязьспутник» (подведомственное учреждение Росморречфлоту) и A.P. Moller—Maersk планируют подписать меморандум о взаимопонимании в рамках разработки международной торговой блокчейн-платформы для интеграции грузоперевозок.

Как следует из письма главы Росморречфлота Юрия Цветкова вице-премьеру Максиму Акимову, тестовый запуск блокчейн-системы намечен на март. Пилотный проект будет осуществлен на базе Большого порта Санкт-Петербург с привлечением ФТС. Ожидается, что сервис заработает в полноценном объеме во втором полугодии 2019 года.

Как сообщили в Минтрансе, в настоящее время завершается сбор предложений по данному проекту от заинтересованных ведомств.

Как отмечают участники рынка, для полномасштабного внедрения новой системы понадобится нести изменения в нормативно-правовые базы. По расчетам аналитиков, запуск такой платформы в контейнерном сегменте позволит сэкономить грузовладельцам до 10 млрд руб. в год.

Блокчейн-система грузоперевозок Maersk-IBM в России

Планируемая к внедрению блокчейн-системы грузоперевозок была разработана совместно компаниями Maersk и IBM. Maersk имеет контрольный пакет в СП Maersk—IBM, доля Maersk составляет 51%. Как следует из письма Росморречфлота, блокчейн-платформа будет работать на базе смарт-контрактов. Она должна заменить трудоемкий бумажный документооборот. Она уже получила признание в отрасли, к ней подключились в мире уже более 90 компаний, морских администраций и таможенных служб.

Внедрение будущей блокчейн-системы подразумевает создание единого цифрового пространства, которое объединяет всех участников цепочек поставок: трейдеров, транспортные компании, порты, перевозчиков, госорганы и т. д. Это будет сделано на базе платформы TradeLens, запущенной в августе 2018 года.

Особенности адаптации к российским условиям

Внедрение блочейн-системы Maersk-IBM в России не могло пройти без участия ФСБ. Как стало известно, в ФСБ оценили как «целесообразное» участие РФ в пилотном проекте и дальнейшую адаптацию платформы в РФ.

Сообщается, что без этого промежуточного этапа Россия иначе могла бы столкнуться в будущем с «острой необходимостью внедрения непроверенных решений для взаимодействия с глобальными системами».

ФСБ рекомендовала проработать механизмы снижения рисков информационной безопасности, обеспечения независимости российского сегмента, привлечь российских специалистов, а также отдельно обсудить вопрос о гарантиях продолжения участия российских организаций при применении санкций США.

Российская часть блочейн-системы Maersk-IBM

В настоящее время для автоматизации и ускорения совершения операций по оформлению в морских, речных и водных пунктах пропуска службы применяется программный комплекс «Портал „Морской порт“».

В ФСБ отмечают, что в настоящее время органы власти не располагают механизмами регулирования блокчейн-технологий. Кроме того, требуется решить вопросы защищенности и обеспечения юридической значимости информации, поэтому необходимо применение унифицированного стандарта электронного обмена.

В качестве альтернативы блокчейну можно рассматривать технологию электронной подписи с применением сервисов доверенной третьей стороны, полагают в ФТС. Разработка предложений по интеграции цифровой торговой платформы с информационными системами ФТС должна быть осуществлена после внедрения необходимых изменений в нормативно-правовую базу, уверены в ведомстве.

Что потом?

«Ключевыми вопросами после завершения тестирования будут разработка предложений по изменению нормативно-правовой базы и интеграции цифровой торговой платформы с информационными системами таможни и Минтранса», — заявил глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров.

По мнению Бурмистрова, на разработку и внедрение изменений в законодательстве уйдет не менее года.

В среднесрочной перспективе запуск цифровой платформы может позволить сократить расходы грузовладельцев не менее чем на 1–1,5 тыс. руб. на контейнер, или до 10 млрд руб. в год по рынку в целом, делает вывод Бурмистров.

 

 

Войдите на сайт, чтобы оставить комментарий
0 комментариев
Популярные
Новые

Рассылка

Подписывайтесь на обновления и анонсы

18+
Москва, Берсеневская набережная 6/2
+7 (495) 118-41-48
2019 © Blockchain.ru, Сделано в Charmer
  • Дисклеймер
  • Пользовательское соглашение
  • Политика конфиденциальности

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Opera