Обзор ICO-проекта Smart Containers: готовый продукт для узкого круга инвесторов

18 июня

Уже существующий бизнес пытается привлечь «лёгкие» деньги для расширения через ICO. Наш аналитик оценил, насколько удачно это получается.

Краткая оценка:

White Paper и техническая документация: 12.8/25

Готовность продукта: 30.6/35

Команда: 9.6/25.

Условия ICO: 8.1/25

Юридическое оформление проекта: 15/15

Продвижение проекта: 11/15

Планы по развитию проекта: 2.6/20

Финансово-экономическая модель проекта: 0/15

Финансовая поддержка со стороны: 0/15

Сетевой эффект: 15/15

Итоговая оценка по 100-бальной шкале: 60/100

Smart Containers – проект, направленный на расширение уже существующего бизнеса SkyCell (сегмент B2B) (создание контейнеров для перевозки чувствительных к температурным режимам товаров) и запуска его B2C-подразделения FoodGuardians. Также средства собираются на создание платформы для внедрения блокчейна в логистические процессы различных компаний и создание общей логистической IT-площадки, что может существенно уменьшить затраты организаций по таким статьям, как обслуживание документооборота транспортировки и т.п.

В целом, Smart Containers является примером – хотя и не самым лучшим – одного из самых эффективных способов использования криптовалют для краудфандинга. Команда экспертов из Швейцарии решила собрать средства для расширения уже существующего бизнеса по производству высокотехнологичных емкостей для перевозки чувствительной к изменению температуры продукции (преимущество фармакологической и пищевой). Поскольку средства, полученные на ICO, являются одним из самых «дешевых» видом денег с точки зрения компании (потому что за них не нужно «платить» долей в бизнесе), Smart Containers решили прибегнуть к этому инструменту. Действительно, почему бы и нет?

Проект имеет отслеживаемую историю взаимодействия с крупными игроками из различных индустрий (авиаперевозок, фармакологии и т.д.), элементы которой зафиксированы в СМИ. В целом, было бы неплохо видеть подобные кейсы сбора средств, чаще однако, как и в большинстве проходящмх ICO, проект имеет ряд ошибок в презентации и информировании инвесторов, что не позволяет дать ему максимальную оценку. Хотя хотелось бы.

Но обо всем по порядку.

White Paper и техническая документация (12.8/25)

Белая книга проекта выполнена на достаточно посредственном уровне. Информация об адресном рынке и существующих в индустрии проблемах представлена ровно в том объеме, который достаточен для получения более-менее полного представления о том, насколько актуальна реализация проекта. Впрочем, «достаточен» объем, скорее, для тех, кто имеет некоторое представление о «болевых точках» логистики, сопутствующего документооборота, транспортировки чувствительной к условиям внешней среды продукции. Вместе с тем, упущены многие бизнес-элементы: экономика проекта и блокчейн-инфраструктуры, технологический аспект решения.  

  1. Презентация адресного рынка. Как уже отмечалось ранее, здесь все неплохо. Есть оценка рынка торговли биофармацевтическими препаратами (правда, оценка осуществлялась в 2016г., то есть, данные не самые свежие), общемировые расходы на биофармацевтические препараты. Оценены потери фармакологических компаний при перевозке продукции (объем которых, согласно тексту белой книги, составляет более $2,5 млрд.). К сожалению, точные ссылки на источники информации или на расчетные данные отсутствуют, но различные отчеты по рынку, находящиеся в публичном доступе, подтверждают существование подобных проблем. Так или иначе, при изучении документа и прочих источников складывается впечатление, что базис для рынка все-таки имеется. Чего нет, так это четкой информации о конкурентах, а также собранной в одном месте и представленной в наглядной форме информации о ключевых пользователях продукции.
  2. Презентация предлагаемого решения. Сформирована чуть хуже. В части с контейнерами все более-менее понятно: он технологичен и оснащен датчиками. Не очень ясна та информация, которая касается логистической платформы для обмена документацией. Тут определенно есть, о чем рассказать, тем более среднестатистическому пользователю: интерфейсы, роли, протоколы и т.д. Все это можно было бы объяснить более подробно если не в деталях технологии, то хотя бы на уровне концепта.
  3. Применение блокчейна. Опять же, необходимость применения блокчейна для фиксации фактов отправки и доставки, а также для создания смарт-контрактов, необходимых для автоматического расчета стоимости перевозок и прочего, понятна. Неясны аспекты, касающиеся непосредственно работы с платформой: какая конкретно информация о транспортировке записывается, как происходит взаимодействие различных контрагентов с надзорными органами и т.п. Определенно не хватает подробностей.
  4. Экономика проекта. В части токена прописаны только права инвесторов на 20% чистой прибыли (и то лишь в том случае, если руководство компании примет решение о направлении части чистой прибыли на выплаты дивидендов) и прибыли от потенциального выхода. На самом деле, условия крайне размытые.

Информации о прочих элементах (доходной и расходной частях, сроках и условиях окупаемости) нет. Зато в разделе FAQ есть оправдание: «Ни одна компания, прошедшая процедуру листинга, не делает оценок и не дает никаких обязательств в отношении будущей прибыли. В противном случае это было бы непрофессионально и неэтично». Оправдание странное, учитывая обещание 20% прибылей. Без прогнозирования денежных поступлений (хотя бы с явной оговоркой о том, что это лишь прогнозы) рассчитать эффективность инвестиций в токены невозможно. При этом цифра в 20% явно имеет под собой какой-то фундамент в виде расчетов.

Еще один вопрос – отсутствие презентации финансовой отчетности по действующим компаниям. Отсутствию также дается объяснение: для сохранения конкурентного преимущества на рынке. Интересно, что такого особенного нашли основатели проекта в существующих стандартизированных формах финансовой отчетности? Как их публикация поспособствовала бы потере конкурентных преимуществ? Множество компаний размещают такую информацию в открытом доступе, и это никак не грозит их положению на рынке.

  1. Презентация технической части. Собственно, глубокого технологического описания решения нет. Есть общая информация о самих контейнерах, а вот о платформе для перевода логистических процессов на блокчейн – нет.

Резюме: неплохое внимание к анализу рынка, но слабое описание технологической и экономической составляющей проекта. Есть ряд темных пятен. Наша оценка по блоку – 12.8/25.

Готовность продукта (30.6/35)

Вот в чем Smart Containers нельзя упрекнуть, так это в отсутствии продукта. Компания уже работает на рынке в течение пяти лет, и ее продукцией пользуется ряд достаточно крупных организаций (об этом позже). Сейчас рынку представлен ряд из нескольких моделей «умных» емкостей. Подтверждение того, что продукция реально существует, есть в Twitter проекта; также есть пара видео с различных конференций.

Нет возможности протестировать платформу – это минус. Но, к сожалению, сделать c этим ничего нельзя, поскольку решение явно не для рядового потребителя. Смарт-контракт готов и, по заявлению команды проекта, проверен экспертами из Lykke. К сожалению, нет официальной публикации-заключения о качестве смарт-контракта, но команда проекта в личной беседе сообщила о возможности скорой публикации заключения в блоге на Medium.

Блокчейн-среда готова: токены (их два, читайте об этом далее) имеют формат ERC20, а значит, будут использовать инфраструктуру Ethereum. Вполне возможно в будущем создание собственной сети для работы с логистической платформой.

Резюме: есть готовый бизнес. Этим все сказано. Наша итоговая оценка по разделу – 30.6/35. Минус даем за отсутствие на текущий момент каких-то наработок в части собственной логистической платформы (или за отсутствие презентации этих наработок), а также за невозможность поработать с платформой по управлению контейнерами. В случае ICO прозрачность лишней не бывает.

Команда (9.6/25).

Презентация команды – одно из самых слабых мест проекта. Причина такой оценки проста: проект, как и многие ICO до него, презентовал только управленческий состав и состав советников. Рядовые участники команды (которых, по заявлению руководства, около 80 человек) не представлены. 

Что касается топ-менеджмента – все участники управленческого состава являются работниками компании Smart Containers Group (материнской компании проекта) или SkyCell (компании, которая представляет услуги по аренде/продаже контейнеров). Руководство создает благоприятное впечатление: все участники имеют релевантный опыт работы в индустрии на управленческих должностях более 10 лет и отличное образование. Большая часть состава, за исключением Нико Роса, не заявляла о наличии альтернативного места работы.

Особенно впечатляет команда советников, примечательная не только колоссальным совокупным опытом в консалтинге, финансах, юриспруденции, PR и маркетинге, но также и участием в успешных ICO-проектах, как TEND, Valid, Bankex, Ambrosus, INS.  Оливер Буссман, стратегический советник, является президентом Crypto Valley Association – знаменитой криптовалютной ассоциации Швейцарии.

Резюме: хороший топ-менеджмент и советники. По остальной команде нет никакой информации, а она пришлась бы весьма кстати. Наша оценка по блоку – 9.6/25.

Условия ICO (8.1/25)

С условиями ICO все не так просто.

Первое, что бросается в глаза – ограничение на объем инвестиций: не менее $500. Подобная мера объяснима: видимо, проект ориентирован на быстрое привлечение средств от более-менее состоятельной и – вероятно – профессиональной аудитории. Но в таком случае сам процесс ICO становится менее… публичным, что ли.

В рамках ICO выпускаются два токена. Первый носит название SMARC, эмиссия составляет 150 млн. единиц, из которых 120 млн. (80%) предназначено для реализации на ICO. Стоимость – $0.432 за единицу. SMARC является своеобразной привилегированной акцией и дает инвесторам право на 20% прибыли компании. Второй токен называется LOGI, выпускается в объеме 100 млн. единиц, из которых лишь 20 млн. (20%) доступны для публичной покупки. Предназначение токена – запуск той самой экосистемы (платформы) для сведения вместе различных контрагентов и перевода различного рода логистических взаимодействий на блокчейн. Токен может быть использован для оплаты услуг платформы, его стоимость – $0,285.

ICO SMARC не имеет софткапа, что является минусом, но имеет хардкап в размере $36 млн. Сумма достаточно велика, но, учитывая капиталоемкость производства, а также озвученную потребность в расширении уже существующего бизнеса, кажется достаточно адекватной. Правда – и это еще один большой минус – нет детального описания того, что именно входит в требующие покрытия расходы компании. Это было бы очень кстати, учитывая высокую планку сбора. Сборы по LOGI также не имеют софткапа, а хардкап составляет более скромные $4 млн.; впрочем, сумма эта детально также фундаментально не обоснована.

Токены выпускается на платформе Ethereum, но, судя по всему, LOGI может быть в будущем переведен на собственный блокчейн. Так или иначе, инфраструктура под выпуск токенов на данной стадии уже существует. Забавно, что стандарт токена не заявлен в белой бумаге, и информацию о его природе приходится искать в блоге проекта на Medium.

И тот, и другой токен предоставляют пользователям преимущества, не ограниченные во времени и осуществляемые систематически – с этим все в порядке. Правда, лишь при условии, что компания в ближайшем времени будет иметь чистую прибыль и топ-менеджмент будет систематически принимать решения о выплате дивидендов.

Что удивительно, распределение токенов SMARC не прописано в белой книге, не считая информации о продаже 80% в ходе ICO. Что касается LOGI, 20% токенов будут проданы в ходе ICO, 25% – переданы Smart Containers Group, 50% – переданы LOGI CHAIN Foundation. Оставшиеся 5% будут направлены на вознаграждения и мотивацию команды.

Распределение собранных средств для SMARC будет осуществлено в соответствии со следующей структурой: 41,6% ($15 млн.) – на масштабирование бизнеса SkyCell, 36,1% – на запуск и масштабирование FoodGuardians (формируемая с нуля компании для создания сервиса по предоставлению контейнеров в сегменте B2C); 6,7% ($2,4 млн.) – на маркетинговые расходы; 5,6% ($2 млн.) – на дальнейшую разработку IT-платформы для управления контейнерами; 10% ($3,6 млн.) – на резервы и мотивацию команды.

Распределение собранных средств для LOGI: 37,5% ($1,5 млн.) – на создание LOGI CHAIN Foundation и покрытие расходов организации; 38,7% ($1,55 млн.) – на разработку IT-платформы; 18,8% ($0,75 млн.)  – на маркетинг; 5% ($0,2 млн.)  – на прочие расходы.

Поскольку проект не имеет софткапа, возврат средств не обещается и не включен в код смарт-контракта. Средства команды блокируются на срок 12 месяцев после завершения ICO. Эмиссия дополнительных монет не подразумевается.

Резюме: очень спорные условия ICO. Многие существенные факты (распределение 20% токенов, остающихся у проекта в случае SMARC, или информация о стандарте токена) опущены. Настораживает инвестиционный минимум в $500, отсутствие софткапа и возможности вернуть инвестированные средства; отсутствие детального объяснения собираемых объемов.  Наша оценка условий ICO – 8.1/25 Можно было бы сделать гораздо лучше.

Юридическое оформление проекта (15/15)

Здесь все отлично. Smart Containers Group AG и SkyCell AG оформлены в швейцарской юрисдикции. В публичном доступе можно найти даже ряд патентов, оформленных на старую компанию REP IP AG, правопреемником которой является Smart Containers Group AG. Авторами некоторых являются основатели проекта Нико Рос и Ричард Эттл.

Резюме: проект оформлен юридически, в Сети даже находятся соответствующие патенты. Наша оценка – 15/15.

Продвижение проекта (11/15)

Проект имеет относительно неплохое продвижение в медиа. Есть ряд публикаций на крупных порталах; чего стоит одна публикация на портале Nasdaq. Ряд наиболее значимых публикаций представлен на сайте проекта.

Есть баунти в Twitter, Facebook, блогах, в т.ч. на Medium, в Telegram и на BitcoinTalk. Основные каналы продвижения покрыты. Проект взаимодействует с аудиторией в ветках на BitcoinTalk (34 страниц) и Reddit, через соцсети Facebook (более 2 тыс. подписчиков на дату создания этого заключения), Twitter (около 2,4 тыс. фолловеров), LinkedIn. Есть группы в Telegram (более 4 тыс. участников). Главным каналом взаимодействия являются BitcoinTalk и Telegram, посты на Medium выкладываются с частотой примерно раз неделю. В целом, проект не привлек к себе существенного внимания криптовалютного сообщества, но выигрывает за счет существующего бизнес-пиара в более традиционных каналах.

Резюме: все основные каналы взаимодействия с публикой покрыты. В социальных сетях и блогосфере активность не самая высокая, зато есть ряд публикаций на «серьезных» бизнес-порталах. Наша оценка по блоку – 11/15

Планы по развитию проекта (2.6/20)

Еще одно слабое место проекта. Показанная в белой книге дорожная карта донельзя примитивна, ее опорные точки прописаны в крайне общем виде (в стиле: «Привлечение двух ключевых партнеров в экосистему»). Сроки и планы выхода на биржу не обозначены.

Резюме: Пожалуй, самое слабое место проекта. Похоже на материалы под грифом «совершенно секретно». Наша оценка по блоку – 2.6/20. Минимальный бал дан за наличие образа дорожной карты в белой книге.

Финансово-экономическая модель проекта (0/15)

Как водится у большинства ICO, финансово-экономическая модель проекта не представлена.

Резюме: наша оценка по блоку – 0/15.

Финансовая поддержка со стороны (0/15)

Проект заявил о привлечении ранее средств нескольких частных инвесторов, но не дал никаких разъяснений. Наличие возможности привлечения средств со стороны никак не оценить по представленным проектом презентационным материалам.

Резюме: Оценка по разделу – 0/15

Сетевой эффект (15/15)

А вот здесь все неожиданно хорошо. SkyCell AG имеет клиентов в виде Cargolux и Emirates SkyCargo. Реальность взаимоотношений подтверждена официально. Таким образом, проект уже имеет крайне крупных клиентов, что не может не сказаться на его репутации.

Резюме: наша оценка по блоку – 15/15. Есть ряд крупных клиентом. Всем бы так.

Рейтинг ICO до модификаторов прозрачности, репутации и исполнимости: 104,7 баллов из возможных 175 (после округления).

Общий модификатор рейтинга: прозрачность, репутация и исполнимость

В рамках изучения информационных ресурсов мы не нашли какого-либо основания для применения штрафных модификаторов. Проект не так сложен с технической точки зрения, поэтому не видим оснований для формирования предположений о возможных проблемах при его реализации.

Итоговая оценка: 104,7/175

Оценка по 100-бальной шкале: 60%.

Выводы

Достаточно интересный проект, к которому стоит присмотреться. Команда уже имеет существующий бизнес, и средства собираются под его расширение. Немногие ICO могут этим похвастаться. Однако в презентационных материалах найдены многие ошибки, характерные для большинства подобных проектов.

Щербаков Кирилл
@kishch
Войдите на сайт, чтобы оставить комментарий
0 комментариев
Популярные
Новые

Рассылка

Подписывайтесь на обновления и анонсы

18+
Москва, Берсеневская набережная 6/2
+7 (495) 118-41-48
2018 © Blockchain.ru, Сделано в Charmer
  • Дисклеймер
  • Пользовательское соглашение
  • Политика конфиденциальности

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Opera